В 2014 году импортные автомобили подорожают на 3–8% – это плохая новость. Хорошая новость: в продаже появится больше машин с дизельными двигателями.

К новому году автодилеры готовятся с пессимизмом. «2013 год был слишком лихорадочным, все устали от слухов и ожиданий», заявляет директор представительства «Ситроен Украина» Лоик Сибрак. Украинские представительства иностранных автопроизводителей уже составили свои планы на 2014 год. Итог? В цены не закладывали отмену спецпошлин на импорт авто и утилизационного сбора. «Прогноз на 2014 год продажи на уровне 2013 года, то есть 215 тыс. легковых и коммерческих автомобилей», говорит Лоик Сибрак. Еще менее оптимистичный прогноз озвучил международный автомобильный холдинг «Атлант-М». «На 2014 год мы прогнозируем рынок новых автомобилей иностранных брендов в 185 тыс. автомобилей», заявила бренд-менеджер в Украине холдинга «Атлант-М» Юлия Кажарская. Согласен с автодилерами и Олег Назаренко, генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД). «Если в ближайшее время не отменить спецпошлины и утилизационного сбора, объемы продаж в 2014 году будут на уровне 2013 года – порядка 180–190 тыс. авто, тогда как в 2012 году было продано 217 тыс. авто», – прогнозирует Олег Назаренко.

Цены вверх

«Продажи на нуле. Автосалоны пустые. Введение утилизационного сбора фактически «добило» рынок», – откровенничает менеджер по продажам одного из столичных автосалонов иномарок Максим Игнатчик. По его словам, особенно упали продажи в конце октября – начале ноября 2013 года, когда на складах начали заканчиваться запасы авто по старым ценам (до введения утильсбора, – ред.). В некоторых салонах даже начали подумывать о сокращении штата «ненужных» продавцов. Но большинство автодилеров пошло другим путем – они объявили новогодние скидки. Их суть в компенсации суммы утилизационного сбора, а иногда и спецпошлин тоже. «Важным аргументом при покупке автомобиля для украинского потребителя является рациональная цена, поэтому с 1 ноября 2013 года мы объявили акцию на самые популярные модели. Так мы помогаем клиенту существенно компенсировать влияние утилизационного сбора, – рассказывает «Деньгам» Оксана Борейко из компании «Рено Украина».

Прогнозы на 2014 год неутешительные – иномарки продолжат дорожать. В среднем только за первое полугодие машины поднимутся в цене на 3–8%. Причин всего две. Первая – ожидающаяся девальвация, а цены на иномарки привязаны к доллару и евро. Вторая – традиционное ежегодное повышение цен автопроизводителями в связи с выпуском обновленных (рестайлинговых) моделей. «После нового года, с учетом утилизационного сбора и обновления модельного ряда, цены, скорее всего, возрастут», – уверена Юлия Кажарская.

Жесткий тренд

Многие автодилеры заявляют, что их главная стратегия на 2014 год – это продвижение дизельных версий авто. Откуда такая любовь к дизелям, понятно: после введения спецпошлин цены на бензиновые и дизельные версии одной модели практически сравнялись. «Иногда дизельная версия оказывается даже дешевле бензиновой. Например, дизельный Citroёn С4 HDi 90 стоит в автосалонах от 170,6 тыс. грн., а специальная цена на него – от 163,6 тыс. грн. Тогда как цены на бензиновый Citroёn С4 VTi 120 стартуют от 180 тыс. грн. То есть дизель выгоднее бензиновой версии на 17 тыс. грн.», – приводит пример Лоик Сибрак. Такая ценовая ситуация на рынке позволяет ее игрокам ожидать в 2014 году значительного роста ввоза в страну и продаж именно дизельных версий иномарок.

Еще один тренд 2014 года – акцент на автомобилях класса «бизнес» и «бизнес+» с объемом двигателя больше 2,2 л. «Honda выбрала вариант акцентирования на моделях с большим объемом двигателя. В этом году мы полностью обновили модельный ряд и его основу составили Accord, который перешел из сегмента D в Е, более мощный CR-V с двигателем 2,4 л, а также Crosstour», – рассказывает руководитель отдела маркетинга и планирования продукции компании «Хонда Украина» Александр Подолянко. По его словам, все эти автомобили в 2013 году постепенно наращивали долю в продажах компании, несмотря на сокращение рынка в целом.

И, конечно, покупателям сейчас стали более интересны, чем раньше, модели украинской сборки и китайские автомобили – из-за цен, разумеется. «Цены на них увеличились менее чем на сумму утилизационного платежа», – объясняет Юлия Кажарская. Лояльность покупателей к дешевым машинам сохранится и в 2014 году, за счет чего выиграют компании, импортирующие авто этого сегмента. «На фоне многолетней стагнации авторынка наша компания показывает в течение последних пяти лет стабильный рост продаж и увеличение доли рынка. Так, за период с 2009 г. по 2013 г. продажи компании выросли с 12 тыс. до 27 тыс. ед., а доля рынка – с 7% до 12%», – рассказывает директор по маркетингу группы компаний «АИС» Сергей Боровик.

Неугомонный тренд – любовь украинцев к кроссоверам и внедорожникам, которым не страшны разбитые дороги и снежные сугробы. «В тренде характеристики повышенной проходимости автомобиля», – констатирует директор департамента продаж компании «НИКО-Украина» Елена Левашова.

А вот некогда очень популярными автомобилями с бензиновыми двигателями объемом 1,6–2 л мы стали интересоваться меньше. Причина очевидна: цены на эти иномарки подверглись самому большому влиянию спецпошлины и утильсбора. Поэтому автоимпортеры даже отказались от поставок некоторых моделей. «Самый яркий пример – новая Nissan Almera и новый бренд Datsun. Мы отказались от продаж этих моделей, так как после введения утилизационного сбора и таможенных пошлин они стали неконкурентоспособными в Украине», – констатирует координатор по связям с общественностью «Ниссан Мотор Украина» Владимир Иванов. По его словам, пересмотреть решение по выводу на украинский рынок Nissan Almera компания сможет только после отмены утилизационного сбора и спецпошлины.

А вот у электромобилей по-прежнему нет шансов покорить сердца украинских автолюбителей. Препятствует этому прежде всего отсутствие в Украине необходимой инфраструктуры. «Опыт наиболее «продвинутых» в этом плане стран показывает, что для массовых продаж электромобилей, хотя бы в пределах 1% всего рынка автомобилей, необходимо строительство широкой сети электрозаправок и внедрение ряда законодательных мер. Например, отменить импортные пошлины на электромобили, сделать льготы по налогам для покупателей, предоставить бесплатную парковку в центре городов и прочее», – рассказывает Юлия Кажарская. Ну а поскольку этого в стране нет и в ближайшие годы не предвидится, рассматривать эко-машины украинцы будут лишь на картинках автокаталогов.

Вторичный рывок

Автодилеров пугает тот факт, что с введением спецпошлин на импорт иномарок, а также утилизационного сбора, потребительские предпочтения меняются. Покупатели все чаще отдают предпочтение б/у авто, отказываясь от покупки новой техники. Только за семь месяцев 2013 года рост импорта подержанных авто вырос почти на 80%. Параллельно увеличилось и количество внутренних перепродаж б/у машин – на 60%. Согласно проведенному «Деньгами» исследованию, продавцы поддержанных машин сегодня не хотят торговаться с покупателями и снижать цену. Особенно когда речь идет об иномарках 3–5 лет «от роду». «Я продаю Nissan Qashqai 2010 года за 15 тыс. долл., а минимальная цена этого авто в салоне – 22 тыс. долл. Все, что могу уступить, – на полный бак бензина», – объясняет продавец столичного авторынка Николай Кузнецов. Не хочет торговаться с покупателями и его сосед по торговой площадке – продавец  Volkswagen Polo 2009 года Сергей Лесничий. «Мое авто стоит 11 тыс. долл., такое же в автосалоне – от 20 тыс. долл. О каком торге может идти речь?», – возмущается продавец. В целом, по данным аналитиков авторынка, уже сейчас внутренние перепродажи авто побили все рекорды. «За семь месяцев 2013 года внутренние перепродажи подержанных автомобилей составили почти 212 тыс. авто. На фоне проданных за семь месяцев 115 тыс. новых авто – это уже цифра», – сообщает AUTO-Consulting.

Тренд 2014 года – увеличения доли trade-in сделок. «Дальнейшее развитие tradе-in в Украине неизбежно, так как данная услуга значительно помогает в продажах новых автомобилей, и в условиях усиливающейся конкуренции является одним из самых перспективных направлений получения прибыли для автодилера», – прогнозирует Юлия Кажарская. По ее словам, на фоне примерной стабильности объемов продаж новых автомобилей автоцентры «Атлант-М» в Украине увеличат продажи автомобилей с пробегом в 2014 году на 10–15%. Пророчат хорошее будущее trade-in-сделкам и в компании «НИКО-Украина». «У нас даже существует банк заказов на б/у авто марки. Автовладельцы начинают понимать преимущества данного сервиса», – констатирует Елена Левашова.

Топ-7 трендов авторынка в 2014 года

  1. Импортные авто подорожают на 3–8%. Среди причин изменение курса гривны и ввоз обновленных моделей.
  2. Увеличится объем продаж автомобилей «под заказ». Импортеры не хотят надолго замораживать свои деньги, забивая склады.
  3. Автоимпортеры в рамках акционных предложений будут стараться компенсировать за свой счет утилизационный сбор.
  4. Основной рост продаж – за моделями украинской сборки и «китайцами», также ожидается рост спроса на кроссоверы и авто бизнес-класса.
  5. Объемы поставок и продаж машин с дизельными версиями вырастут, и по некоторым европейским брендам будут достигать 40–60% всех продаж.
  6. Спрос на авто с бензиновыми двигателями 1,6–2 л сместиться с рынка новых иномарок на рынок б/у автомобилей.
  7. Устойчивый рост количества сделок traide-in.