Производство муки в стране сокращается, несмотря на хорошие урожаи зерна

Еще с юности моя подруга Марина славилась как мастерица выпечки в третьем поколении. Полакомиться вкусностями, испеченными по давним семейным рецептам, друзья приходили по выходным, а на праздники в ее семье устраивали настоящий пир со множеством пирогов, пирожков и пирожных. Поэтому, когда лет десять назад на украинском рынке появились хлебопечки, мы точно знали, что подарим Марине на день рождения. Подарок пришелся кстати, и еще пару лет подруга баловала нас свежайшим хлебом и булочками со всякими изысками — с курагой, кунжутом, орехами.

Но продолжалось это до тех пор, пока в соседнем доме не появилась мини-пекарня, а за углом не открылась кондитерская. И теперь хлебопечка пылится в кладовке. А Марина для отечественных мукомолов — потерянный клиент.

Украинские мельники чувствуют себя не лучшим образом не только из-за того, что население уменьшило потребление муки. Они находятся между жерновами роста цен на зерновые и стабильностью цен на социальные сорта хлеба. Казалось бы, чего горевать: цены на муку первого сорта только за последние три года выросли почти вдвое — до 3,20 гривни за килограмм. Но это привело к тому, что потребление хлеба в Украине неуклонно снижается. По данным Госстата, только в прошлом году оно упало на 5,3% — до 1,6 млн тонн.

Отмороженный хлеб

Хлебопеки уверяют, что не выдерживают повышения цен на муку и работают с минимальной рентабельностью три-четыре процента. Впрочем, производство разнообразных булочек, калачей, а также кондитерской группы дает рентабельность не менее 20%, однако удельный вес этого сегмента не превышает 20–25% в общем объеме производства.

Аналитики полагают, что мучных изделий в рационе украинцев будет становиться меньше. Поэтому мукомолы питают надежды на наращивание экспорта

А основная часть муки идет на производство социальных сортов хлеба — «Украинского», «Белого» (пшеничного), «Батона», «Арнаута». Отпускная цена на них уже несколько лет почти не меняется. Например, килограмм хлеба из пшеничной муки первого сорта стоит в среднем 3,44–3,94 гривни, из ржаной — 3,40–3,80 гривни. И власть делает всё возможное, чтобы хлеб не дорожал. Традиционно в Украине цена хлеба — вопрос политический, не имеющий никакого отношения к рынку.

Сейчас государственное ценовое регулирование распространяется почти на 70% продукции хлебозаводов. По словам пекарей, цена на социальные сорта должна вырасти минимум на 20%, чтобы отрасль стала по-настоящему рентабельной. «В Украине необходимо ослабить государственное регулирование хлебного рынка, чтобы избежать банкротств. К сожалению, в ближайшее время свободно функционировать он не будет», — считает руководитель аналитического департамента консалтингового агентства ААА Мария Колесник.

По оценкам участников рынка, в прошлом году почти половина всех хлебопекарских предприятий были убыточными. «В ближайшее время украинский хлебный рынок ждет волна банкротств. Целый ряд крупных объединений прекратили обслуживать свои финансовые обязательства, они не выплачивают ни проценты, ни тело кредита. Банки обеспокоены, поскольку не горят желанием получить в качестве залогового имущества хлебопекарские мощности. Сейчас эти активы неликвидны. Многие владельцы хлебзаводов отказались заниматься этим бизнесом», — признался один из участников рынка. В частности, в прошлом году суд признал банкротом Полтавский хлебокомбинат, который выпускал половину всего хлеба в городе.

Государство пытается регулировать хлебный рынок при помощи интервенций муки из Аграрного фонда (АФ), которая стоит на 15–20% дешевле, чем в свободной продаже. Однако качество и себестоимость интервенционной муки вызывают вопросы. Зачастую чиновники из АФ в документах указывают, что выделили хлебопекам зерно, скажем, второго класса, а завозят на самом деле третьего или четвертого.

По данным Минагропрода, в прошлом году Аграрный фонд заключил около сотни договоров на поставки муки. В результате ежемесячно из фонда выделялось 49,3 тыс. тонн пшеничной и 5,7 тыс. тонн ржаной муки. В этом году Министерство аграрной политики и продовольствия намерено увеличить ежемесячные объемы поставки хлебопекарным предприятиям на 40%.

В Евросоюзе и хлебный, и мучной рынки свободны. К примеру, знаменитый багет стоит во Франции 3–3,60 евро за килограмм, а мука высшего сорта — около пяти-шести евро за кило. И если по большинству продуктов питания цены в Украине сравнялись с европейскими, то в мукомольной промышленности сохраняется разрыв на порядок.

Чтобы удержаться на плаву, наши хлебопеки задумались над освоением новых ниш. Например, начать производство замороженной хлебной продукции. За рубежом такой хлеб занимает 25–30% рынка, а рентабельность его производства достигает 40%. Так что словосочетание «замороженный хлеб» скоро может войти в обиход каждой нашей семьи.

Бренд и качество

Традиционно мука считалась в стране обезличенным товаром. Лет десять назад некоторые производители попытались переломить стереотипы и предложить рознице брендированную продукцию. Частично опыт удался, и на полках магазинов можно встретить как безымянную, так и именную муку. Причем среди первой отыскать товар высшего сорта уже не удастся.

Брендировать свою продукцию могут только крупные предприятия. Именно брендовая мука позволяет многим мукомолам перекрывать затраты на производство. По оценкам Марии Колесник, рентабельность безымянной муки достигает трех–пяти процентов, а брендированной — 20%. В рознице килограмм небрендированной муки стоит около 4,50 гривни (в Киеве — до шести гривен), тогда как продукт с именем — 10–12 гривен.

В целом отечественный мукомольный рынок поделен между локальными производителями, и в каждом регионе свой лидер. В первую очередь это связано с плечом доставки зерна. В числе основных игроков — компания «Kиївмлин», Днепропетровский мельничный комбинат, госпредприятие «Новопокровский КХП» (Харьковская обл.), «Донецкий КХП №1», ГАК «Хлеб Украины» (Донецк), «Симферопольский КХП».

В Украине в основном производится пшеничная мука, ведь ежегодно наши аграрии выращивают более 20 млн тонн пшеницы. Ржаной производят совсем немного: урожай ржи составляет около 500–600 тыс. в год. Все остальные виды муки (гречневая, кукурузная и пр.) в промышленности не востребованы и выпускаются исключительно для продажи в розницу.

Надежда на забугор

Аналитики полагают, что мучных изделий в рационе украинцев будет становиться меньше. Поэтому мукомолы питают надежды на наращивание экспорта.

По данным аналитика компании «УкрАгроКонсалт» Елизаветы Малышко, ежегодно Украина производит 2,3–2,7 млн тонн муки на сумму около 7,6 млрд гривен. Коммерческий директор агрохолдинга KSG Agro Игорь Недыбалюк подтверждает эти оценки, указывая, что емкость отечественного мучного рынка колеблется в пределах в 7,5–8,7 млрд гривен в год.

«В ближайшее время украинский хлебный рынок ждет волна банкротств. Целый ряд крупных объединений прекратили обслуживать свои финансовые обязательства. Многие владельцы хлебзаводов отказались заниматься этим бизнесом»

Мировой рынок экспорта муки эксперты оценивают в 11,5–13,5 млн тонн в год. По информации Международного совета по зерну (IGC), самым крупным экспортером муки в прошлом маркетинговом году (МГ) стал Казахстан, который продал на внешних рынках около 3,3 млн тонн. Второй стала Турция — 2,7 млн тонн, третьим — Европейский союз, поставивший на мировой рынок 1,3 млн тонн.

У нашей страны объемы экспорта пока невелики. По данным Колесник, в 2012-м отечественные мукомолы продали за рубеж 156,7 тыс. тонн на 51 млн долларов. В этом году у них появился шанс нарастить вывоз, тем более что в соседней России (ее объем экспорта в прошлом маркетинговом году — 311 тыс. тонн) сейчас наблюдается дефицит зерна на внутреннем рынке, и цены в некоторых регионах уже превышают мировые. Поэтому наши соседи ограничили экспорт зерна и муки.

Вопрос в том, сумеют ли наши мукомолы воспользоваться ситуацией. На первый план тут выходит регулярность поставок и, конечно, качество продукции. А с ним не всё гладко: из-за низкой рентабельности производства модернизация мукомольных предприятий почти не проводится.

Впрочем, есть одно обстоятельство, играющее в пользу отечественных мукомолов: с начала 2012/13 маркетингового года (МГ) в Украине действует меморандум, подписанный между Минагропродом и зернотрейдерами по добровольному ограничению экспорта продовольственной пшеницы. Квоту в 6,1 млн тонн трейдеры уже исчерпали. Похожая ситуация была в 2007/08 МГ, когда правительство ограничило зерновой экспорт. Обходя запрет, трейдеры стали активно вывозить муку. «В этом сезоне экспорт муки может превысить прошлогодний показатель и перешагнуть отметку в 200 тысяч тонн. В июле-январе наши мукомолы уже продали за рубеж 116,3 тысяч тонн», — отметила Малышко. Основные покупатели отечественной мукомольной продукции — Молдова (в прошлом году туда отправилась 31 тыс. тонн муки), Индонезия (29 тыс. тонн) и Азербайджан (около 20 тыс. тонн).

Среди главных причин, тормозящих развитие украинского экспорта муки, — удаленность рынков сбыта. Основные покупатели отечественного белого продукта находятся в Центральной Азии и на Ближнем Востоке. Им выгоднее покупать казахстанскую и турецкую муку, порой сделанную из украинского и российского сырья. Дело в том, что зерно перевозится в трюмах кораблей, тогда как для муки нужны особые контейнеры. Турки также транспортируют муку в соседние страны по железной дороге. А в Украине вагонов-муковозов традиционно мало.

Автор: Ирина Чухлеб, expert.ua