Промышленный рынок

После того как Дмитрий Фирташ отодвинул кредиторов от «Сумыхимпрома», правительство начало приватизацию завода.

Американцы хотят модернизировать Бурштынскую электростанцию ДТЭК

Кризис металлорынков поставил огнеупорную индустрию Украины на грань выживания. Тем не менее, в 2012 году в подотрасли происходили крупные сделки, огнеупорщики наращивали экспорт и укрепляли позиции на внутреннем рынке.

Совет директоров «Мечела» 19 марта принял решение о ликвидации представительства в Украине, а также прекратил полномочия его директора. Чтобы полностью прекратить работу на украинском рынке, российской группе нужно продать принадлежащий ей Донецкий электрометаллургический завод годовой мощностью около 1 млн тонн стали.

По итогам февраля темпы падения промышленного производства Украины ускорились до 6% в годовом выражении с 3,2% в январе, говорится в сообщении Государственной службы статистики.

В 2012 году украинскому рынок проката просел по всем направлениям. Тенденция продолжается и в первом квартале этого года, и лишь в апреле-июне есть надежды на новое оживление.

Дефицит лома черных металлов в Украине постепенно нарастет и к 2015 году может превысить 1 млн. тонн. В связи с этим за отмену пошлин на импорт лома могут выступить уже и сами ломопереработчики.

По данным центра “Укрпромвнешэкспертиза” (УПВЭ), в 2012 году суммарный сбор лома черных металлов в Украине составил около 6 млн. тонн, что является наименьшим объёмом за последние 15 лет.

Так произошло, во-первых, из-за низких закупочных цен внутреннего рынка и, во-вторых, из-за неудовлетворительной платежной дисциплины потребителей. “Так, среднегодовая закупочная стоимость в прошлом году сократилась почти на 53 долларов за тонну и составила 318 долларов за тонну. В нашей стране очень высок рыночный вес физических лиц в заготовке лома, и закупочные котировки являются ключевым фактором активности ломосдатчиков, — говорит глава отдела маркетинга УПВЭ Юрий Добровольский. — Что же касается низкой дисциплины платежей, то из-за нее у поставщиков лома возник хронический дефицит оборотных средств”.

Материал в минувшем году продолжали вывозить за рубеж, в основном в Турцию (на неё пришлось 93,8% всей экспортной выручки), а также в Россию, Румынию, Венгрию, Грецию и другие страны. Всего в 2012 году было экспортировано 367 тыс. тонн. Ломопереработчики жалуются, что это наихудший результат за все годы независимости Украины — поставки лома чёрных металлов упали более чем в два раза (с 801,8 тыс. тонн в 2011-м), к тому же поставки преимущественно выполнялись по контрактам 2011 года. Юрий Добровольский связывает экспортный обвал с идущим переориентацией рынка на внутренние продажи, в т.ч. за счет квотирования экспорта, а также указывает на практически полное сворачивание экспорта металлолома с ноября 2012 года.

Как известно, постановлением №388 от 3 мая 2012 года Кабмин установил квоту экспорта лома на 2012 год на уровне не более 900 тыс. тонн. “Долго не утверждался механизм распределения квоты, и рынок оказался в подвешенном состоянии до самого конца года. А кроме квотирования, действует вывозная пошлина в 13,5 евро за тонну, не говоря уж о том, что заготовители должны регистрировать свои экспортные контракты в Минэкономразвития (МЭРТ) и получать разрешение Минэкологии”, — так объяснил эксперт причины неполного использования квоты.

Президент металлоломной ассоциации “УАВтормет” Василий Гуреев пожаловался на серьёзное ухудшение условий для многих операторов рынка из-за непоследовательных и некомпетентных действий руководства МЭРТ, а также на отсутствие реакции на неоднократные обращения его ассоциации к президенту и премьеру. “Это касается не только неразберихи с квотами, но и лицензирования экспорта, с которым МЭРТ тянет месяцами. И если те, кто получил новые лицензии, еще могут это нормально пережить, то для тех, у кого срок лицензии истек, это означает закрытие или работу вне закона. Поэтому рентабельность ломопереработчиков уменьшилась до 1-3%, тогда как в докризисный период с 2005 до 2007 года она достигала 20-30%” — негодует руководитель профильной ассоциации.

В конце прошедшего года металлоломное лобби все же нанесло свой контрудар, проведя через Верховную Раду 5%-ную пошлину на импорт лома в соответствии с Законом №5476 “О внесении изменений в Закон “О таможенном тарифе”, принятым 6 ноября 2012 (вступил в силу с 1 января 2013 года). Но уже в феврале металлурги сделали очередной ход: народный депутат Дмитрий Шпенов (ПР) подал законопроект №2355 об отмене ввозной пошлины путем изменений в Таможенный тариф. Депутат сказал в комментарии “УкрРудПрому”, что в стране и без того дефицит лома, из-за чего внутренние его поставки в 2012-м так и не дотянули даже до 5 млн. тонн, упав сразу на 26%. Парламентарий указал на убыточность выпуска стальных полуфабрикатов в 2012 году и неоправданность в связи с этим дополнительных затрат на уплату пошлин. К тому же эффект от их сохранения минимален, поскольку лом в основном ввозится из стран СНГ по импортной ставке 0% в соответствии с режимом свободной торговли.

В 2012 году украинские металлурги импортировали 116 тыс. тонн стального лома (на 8% меньше, чем в 2011-м). Материал в основном закупался в Казахстане (42,8 млн. долларов; 67,1% всех затрат на импорт), Турции (17,6%), РФ (7,9%). Прошлогоднее сокращение импорта аналитики связывают не со снижением потребности (которая и не была удовлетворена), а с падением выплавки стали на 6,6%, до 32,4 млн. тонн. На нынешний год, по прогнозу объединения “Металлургпром”, балансовая потребность отрасли в ломе вырастет до 6,7 млн. тонн. В то же время заготовка материала внутри страны продолжит падать и составит примерно 5,7 млн. тонн. По мнению экономиста Руслана Павленко, дефицит лома на национальном рынке в 2013 году может достигнуть 1 млн. тонн. Таким образом, при оживлении спроса на металлопродукцию сталевары будут наращивать закупки импортного лома.

Несмотря на это “УАВтормет” теперь тоже поддерживает отмену ввозной пошлины. По мнению Руслана Павленко, это может быть ходом, направленным на параллельное ослабление также и экспортных ограничений. И металлурги, и ломовики признают, что база ломозаготовки в Украине сужается. В частности, УПВЭ ожидает гарантированного дефицита внутренних поставок в 1,1 млн. тонн уже в 2015 году, а к 2020 нехватка может вырасти еще в три раза и достичь 3,4 млн. тонн. Юрий Добровольский оценивает совокупное потребление металлолома к концу десятилетия примерно в 9 млн. тонн. Так или иначе перспектива значительного подорожания лома в стране выглядит неизбежной.

“УАВтормет” указывает на системные причины сокращения заготовительной базы, в часности, на исчерпание запасов легкодоступного лома и активный переход на непрерывную разливку стали, что существенно уменьшило количество т.н. оборотного лома на метзаводах. Не стоит забывать и о развитии электрометаллургии, требующей намного больше лома. “Одна только “Днепросталь” чего стоит. Правда, на рынке есть смягчающая компенсация ввиду уменьшения мартеновского и увеличения конвертерного производства, при котором удельный расход металлолома меньше, чем в мартенах. К тому же, даже при недостатке лома метпредприятие может закупить его, если не будет испытывать проблем со сбытом — но сегодня эти проблемы есть почти у всех металлургов”, — прокомментировал ситуацию Василий Гуреев. Также, по мнению Юрия Добровольского, ослабить дефицит лома можно благодаря крупным инфраструктурным проектам, ведь ныне в замене нуждается значительная часть железнодорожных путей и почти вся коммунальная инфраструктура.

Поставки лома черных металлов и выплавка стали в Украине, 2008-2012 годы, млн. тонн

 
2008
2009
2010
2011
2012
Выплавка стали
37,1
29,7
32,7
34,7
32,4
Поставки лома на метпредприятия
5,9
5,1
6,2
6,8
5
Экспорт лома, тыс. т
687
885
666
800
367

В минувшем месяце изменения себестоимости проката в регионах имели различные направления. В первой половине февраля из-за низкого спроса со стороны импортеров продолжался спад цен на лом в Турции.

Уже несколько лет подряд украинская железнодорожная отрасль активно развивается, особенно в сегменте пассажирских перевозок. При этом, главный упор делается на внедрении ускоренного движения. Для чего необходима модернизация ж/д путей, а к новому оборудованию выдвигаются повышенные требования, прежде всего, к нормам безопасности движения.

Монополия ДТЭК на экспорт украинского тока не устраивает конкурентов. К разборкам подключили Европу