Совет директоров «Мечела» 19 марта принял решение о ликвидации представительства в Украине, а также прекратил полномочия его директора. Чтобы полностью прекратить работу на украинском рынке, российской группе нужно продать принадлежащий ей Донецкий электрометаллургический завод годовой мощностью около 1 млн тонн стали.

Сделать это будет непросто. За два года, которые ДЭМЗ провел в составе российского холдинга, «Мечел» не смог наладить стабильную работу предприятия из-за проблем с поставками сырья – металлолома. Если в 2011 году завод отработал на полную мощность, то за 11 месяцев 2012 года выплавил всего 505 тыс. тонн, то есть работал примерно с 50%-ной загрузкой. С декабря 2012 года завод остановлен.

«Мечел» пришел в Украину в 2010 году, открыв представительство и сменив на ДЭМЗ команду управленцев из А1 Михаила Фридмана. Почти год группа управляла предприятием непублично, в конце 2011 года российский холдинг официально подтвердил и закрыл сделку, заплатив за актив $537 млн.

Из-за долгов «Мечел» начал распродавать активы в Восточной Европе

Однако финансовые проблемы – в частности, высокая долговая нагрузка – вынудили Зюзина продавать активы. В конце прошлого года холдинг выставил на продажу предприятия в Румынии, Болгарии, России и Украине, в том числе ДЭМЗ. За полгода – к середине марта-2013 – российская группа за символические $70 уступила румынские металлургические предприятия малоизвестной румынской компании Invest Nikarom SRL и продала болгарскую ТЭЦ «Топлофикация Русе» за $27,7 млн евро местной «Топлофикация Плевен».

Особых выгод распродажа не принесла. 18 марта Moody’s понизило рейтинг компании с B2 до B3 из-за долгов, поменяв прогноз со «стабильного» на «негативный». Отношение чистого долга к EBITDA «Мечела» за девять месяцев 2012 года достигло 5,8 – самый высокий показатель среди российских металлургов, чистый убыток компании в I полугодии 2012 составил $605 млн против прибыли $500 млн годом ранее.

Сомнительные инвестиции

По оценке аналитика ИК Concorde Capital Романа Тополюка, сейчас ДЭМЗ стоит около $200 млн – в два с половиной раза меньше, чем заплатил «Мечел». Из украинских инвесторов в покупке предприятия может быть заинтересована лишь компания «Евро Финанс ЛТД» Али Омрана и Арсена Иванющенко, которая способна обеспечить завод металлоломом.

За Донецкий электрометаллургический «Мечел» заплатил $537 млн. Сейчас завод стоит не больше $200 млн

Игорь Зюзин стал вторым российским металлургическим бароном, который потерпел фиаско в Украине. В 2010 году бизнес в Украине свернул хозяин группы «Эстар» Вадим Варшавский, который примерно полтора года безуспешно пытался развивать меткомбинат «Истил-Украина», как тогда назывался ДЭМЗ.

Еще один кандидат на вылет – «Евраз» Романа Абрамовича, который в 2007 году купил металлургический бизнес группы «Приват» (метзавод им. Петровского, три коксохима, ГОК «Сухая Балка» и 50% Южного ГОКа). Группа уже избавляется от «лишних» активов. В 2012 году «Евраз» вывел из структуры группы Днепродзержинский коксохим, продав его своей материнской компании Lanebrook. С начала прошлого года этот комбинат поставляет кокс «Метинвесту» Рината Ахметова, который ведет переговоры о покупке предприятия.

Неплохо на фоне других российских инвесторов себя чувствует лишь «Северсталь» Алексея Мордашова. В 2008 году она приобрела у структур группы ТАС Сергея Тигипко завод «Днепрометиз», выпускающий стальную проволоку, гвозди, крепеж и сетку. В 2011 году доход предприятия составил 804,2 млн гривен, а чистая прибыль – 8,3 млн гривен. Правда, прошлый год стал для завода убыточным. По предварительным данным, «Днепрометиз» сработал в минус 6,4 млн гривен.