Авто

Что мне всегда нравилось во французских автомобилях - их ни с чем не сравнимый шарм и изящество. И в этом можно убедиться, если познакомиться с новым представителем семьи Peugeot - элегантным хэтчбеком 308, который совсем недавно получил украинскую «прописку».

Chery Tiggo - новый игрок в мире кроссоверов на автомобильном рынке для тех любителей китайских автомобилей, которые ценят качество и комфорт. Экстерьер Chery Tiggo 5 отвечает последним автомобильным трендам, еще бы, ведь авторы дизайна кузова - специалисты General Motors.

По мнению четырех из пяти водителей  Porsche GT, участвующие в трек-днях и клубном автоспорте, для любой новой модели крайне важны увеличение мощности и улучшение спортивных качеств. С 19631 года 904 GTS, среднемоторный спорткар, стал визитной карточкой конюшни Porsche.

В Toyota всегда помнят: как бы хорошо ни шли дела компании, успех - вещь преходящая. Завоевав лидерство на мировом автомобильном рынке, производитель не спешит расслабляться. Традиционно даже в годы подъема внутри компании начинают серьезную подготовку к возможному кризису.

Пусть и с серьезным опозданием, но концерн Daimler AG все же решился начать выпуск кроссовера-купе, который смог бы составить конкуренцию BMW Х6. Машина получила название Mercedes-Benz GLE Coupe и появится в салонах украинских дилеров в августе.

К середине тридцатых годов прошлого столетия американский автомобильный рынок добился того, к чему все остальные шли еще 20 - 30 лет. «Мутные» автопроизводители к тому времени канули влету, и американцы смогли создать первую иерархическую лестницу, на ступенях которой расположились выжившие бренды, от самых доступных до наиболее дорогих.

Чтобы подчеркнуть авиационные корни, в итальянской компании Aermacchi мотоциклы назвали «крыльями»: белое, зеленое, голубое, золотое...

Джулио Макки стал одним из пионеров авиации: еще в 1912 году он основал в североитальянском городке Варезе компанию по лицензионному производству французских аэро планов Nieuport. Его самолеты воевали в обоих мировых войнах, но более всего прославились победами в гонках гидропланов на Кубок Шнейдера. Показанная Macchi М. С. 72 в 1934 году скорость - 709 км/ч - до сих пор остается рекордной для поршневых гидросамолетов.

Во время Второй мировой войны компания делала лучшие итальянские истребители - Macchi Folgore и Veltro, - чего ей после поражения держав оси не простили. Путь в небо был закрыт, и, как и другой итальянский авиационный гигант-Piaggio, - компания занялась мототехникой. Уже в 1945 году она освоила производство трехколесных мотогрузовиков с 750-кубовыми оппозитами, а впоследствии так же легких мотоциклов и скутеров. Интересный факт: если самолеты назывались просто Macchi, то мотоциклы получили марку Aermacchi (от Aeronautica Macchi) - дескать, происхождение авиационное и качество соответствующее!

Спроектированная в конце 40-х годов мототехника к середине следующего десятилетия устарела, и в компании задумались: вкладывать деньги в проектирование нового поколения или отказаться от двух колес вовсе (к тому времени производство самолетов уже было возобновлено). И тут на глаза кому-то из руководителей попались эскизы «идеального мотоцикла», созданные дизайнером-аристократом графом Марио Ревелли. Закапотированная машина казалась пришельцем из новых времен, где стерты грани между мотоциклом, скутером и... самолетом! Возможно, именно кожух силового агрегата, напоминавший реактивный двигатель, больше всего и понравился боссам Aeronautica Macchi. Воплощать всю эту красу в металле поручили опытному конструктору Альфредо Бьянки.

Футуристическая новинка дебютировала на мотосалоне в Милане в конце 1956 года под именем Aermacchi Chimera. Она вызвала шок! Ее обтекаемые формы словно сошли со страниц научно-фантастических книг. Бензобак сливался с основанием седла, алюминиевые панели закрывали силовой агрегат. Верхний кожух передней вилки охватывал также среднюю часть руля и фару. Глубокое переднее крыло было подвешено к нижней траверсе. Внушительная облицовка скрывала и цепь главной передачи.

Некапотированная Aermacchi Ala Rossa оказалась куда успешнее

Технически машина была не столь авангардной, но тоже необычной. Тогда в Италии были популярны двигатели с горизонтальным расположением цилиндра (Moto Guzzi, Motobi), и Бьянки тоже расположил цилиндр горизонтально - но не совсем, а подняв его вверх на 10°. Так ему удалось расшить больное для «горизонталок» место - малый дорожный просвет под выпускной трубой. Чугунный цилиндр пристыковывался к выполненному из алюминиевого сплава картеру, вмещавшему также моторную передачу косозубыми шестернями, многодисковое сцепление и четырехступенчатую коробку передач. Головка цилиндра - из легкого сплава, привод верхних клапанов - штангами от расположенного в картере распредвала. Имея почти «квадратную» размерность (60x61 мм), 175-кубовый двигатель выдавал 10 л.с. при 7150 об/мин.

На счету горизонтальных «синглов» Aermacchi две бронзовые медали чемпионатов мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам.

Силовой агрегат Бьянки подвесил к хребтовой раме, основу которой составляла стальная труба большого диаметра, соединенная со штампованными деталями сзади. Впереди стояла привычная передняя вилка, а вот сзади - необычная для тех лет маятниковая подвеска с моноамортизатором, наклоненным на 45°. 17-дюймовые спицованные колеса были оснащены барабанными тормозами довольно большого диаметра. Весь мотоцикл весил 120 кг - немало для 175-кубовой машины по тем временам (Ducati 175Т весил всего 100 кг).

Увы, восторги посетителей Миланского мотосалона не переплавились в звонкую монету: обещать - не значит жениться. Одних остановила высокая цена, других - посредственная даже по меркам класса динамика (всего 100 км/ч), да и внешность не всем понравилась: в Италии не очень-то любят капотированные мотоциклы. Коммерческий провал «Химеры» оказался просто оглушительным: за пять лет производства удалось продать всего 292 машины. К счастью, боссы Aeronautica Macchi на всякий случай подготовили запасной аэродром, дав Альфредо Бьянки задание на проектирование «обычных» мотоциклов на той же элементной базе. Эти машины дебютировали уже в 1957 году: Ala Bianca («Белое крыло») с таким же, как у Chimera, 10-сильным двигателем и Ala Rossa («Красное крыло») с форсированным до 13 л.с. мотором, который разгонял аппарат до 120 км/ч. Внешне эти мотоциклы - за вычетом горизонтального двигателя - были заурядны, да и технически тоже: вместо задней подвески с моноамортизатором стояла обычная маятниковая, с двумя амортизаторами. Тем не менее спрос оказался на высоте, что еще раз подтвердило давно известную истину: авангард привлекает умы, консерватизм - кошельки.

В 1958 году Бьянки спроектировал 250-кубовый вариант своего мотора, увеличив и диаметр цилиндра, и ход поршня (66x77 мм). На рынок этот двигатель вышел в двух модификациях: 13,7 л.с. в шасси Chimera и туристического Ala Azzurra («Голубое крыло») и 16 л.с. для нового спортивного варианта Ala Verde («Зеленое крыло»), Бензобак новой формы, низкий руль, седло с гоночным упором сзади - все это придало Ala Verde внешность маленького каферейсера; не удивительно, что эта модель вскоре стала самой популярной.

На основе дорожного мотоцикла Альфредо Бьянки спроектировал удачную гоночную модель - Aermacchi Ala d'Oro («Золотое крыло»). Форсированный до 16 л.с. 175-кубовый двигатель разгонял легкую машину до 155 км/ч.

В 1958 году началось серийное производство этого аппарата, сразу же завоевавшего признание гонщиков-любителей. А в 1960 году появилась и 250-кубовая 22-сильная версия. Компания выпускала также кроссовый вариант 250-кубовой машины, успешно выступавший в национальных состязаниях.

Такая активность привлекла внимание Уильяма Дэвидсона, президента Harley-Davidson. В те годы его компания основную прибыль делала не на традиционных V-твинах, а на легких двухтактных мотоциклах - потомках освоенного по репарациям DKW RT125. И вместо того, чтобы самому разработать новый мотоцикл ему на смену, хитрый американец решил вновь воспользоваться европейским опытом.

В 1960 году он предложил Aeronautica Macchi создать совместное предприятие: в Европе его продукция будет продаваться под маркой Aermacchi-Harley-Davidson, а в США - просто как Harley-Davidson. Так совсем недорого (всего за 250000 долларов) американский концерн получил современный легкий аппарат.

«Плодом совместной страсти» стала дебютировавшая в 1961 год\ модель Wisconsin, названная в честь родного штата H.-D. Технически это была «солянка» из Ala Azzurra и Ala Verde: от первой бензобак, седло, глубокие крылья и высокий руль, от второй - форсированный 16-сильный двигатель и барабанные тормоза увеличенного диаметра. Впрочем, под именем Wisconsin эта машина продавалась лишь в Европе: в США вся продукция совместного предприятия была представлена как Harley-Davidson Sprint, с добавлением литер в зависимости от модификации.

Вскоре уже 90% мотоциклов из Варезе отправлялись за океан.

А Бьянки получил средства для того, чтобы со вкусом заняться полноценной гоночной программой. Сохраняя основную конструктивную схему - горизонтальный верхнеклапанный «сингл», подвешенный к хребтовой раме, - он применил такие новшества, как короткоходный мотор, цилиндр из алюминиевого сплава с чугунной гильзой, сухое сцепление, пятиступенчатую коробку передач. С 1963 года он работал и над 350-кубовой модификацией Ala d'Oro, именно она стала самой успешной: в 1966 году Ренцо Пазолини завоевал бронзовую медаль чемпионата мира, вслед за Майком Хэйлвудом на четырехцилиндровой Honda и Джакомо Агостини на трехцилиндровой MV Agusta. В 1968 году его успех повторил австралиец Кейт Каррутерз - на клиентской машине!

Гоночные Aermacchi-Harley-Davidson успешно выступали и на трассах США, а для популярнейших в этой стране трековых гонок компания разработала специальную модификацию - Sprint CRTT. Причем из Италии приходил лишь двигатель, а остальными компонентами, включая изготовленную в США раму, дилер комплектовал машину по согласованию с заказчиком.

Разработанные для спортивных машин компоненты нашли применение и на серийной технике. Уже в 1963 году на модели Ala Verde появилась пятиступенчатая коробка передач. А в 1967 году пошла в серию новая версия 250-кубового двигателя, с алюминиевым цилиндром и чугунной гильзой. Мощность выросла до 18 л.с. - причем эту модификацию устанавливали и на родстер Ala Blu, и на каферейсер Ala Verde. Выпуск 175-кубового мотора был прекращен.

Соперники быстро наращивали мощность и кубатуру, и ответом на их вызов стал дебютировавший в 1969 году 350-кубовый 25-сильный двигатель. На этот раз компания отказалась от «крылатых» названий: родстер получил обозначение 350GTS, а каферейсер - 350TV. Машины различались бензобаками, рулями, седлами, а также коробками передач: четырехступенчатая у GTS и пятиступенчатая у TV. По настоятельной просьбе американских дилеров в 1971 году компанию им составил мотоцикл двойного назначения SX350.

Последняя - и весьма серьезная - модернизация была проведена к сезону 1973 года. Поставив карбюратор с увеличенным диаметром диффузора и подняв степень сжатия, итальянцы довели мощность двигателя до 29 л.с. Пятиступенчатая коробка передач стала стандартной для всех версий (дорожной SS350 и эндуро SX350). Педаль переключения передач конструкторы наконец-то переместили справа налево.

а кикстартер - направо. Электрооборудование они перевели с 6 на 12 В, а для запуска применили электростартер Nippon Denso (с аккумулятором фантастической для столь маленькой машины емкости - 18 А ч). Полностью переделали инженеры и раму: сохранив мощный трубчатый хребет, она обзавелась дуплексным нижним подрамником.Эти машины даже в Европе уже не называли Aermacchi - в 1972 году Harley-Davidson полностью выкупил завод в Варезе.

Но сколь конструкцию почти 20-летней давности не модернизируй, а проектировать ей замену придется. И здесь итальянские конструкторы и американские заказчики сделали роковую ошибку: вместо современного четырехтактного двигателя выбрали одноцилиндровый двухтактный. Новое семейство 5S/SX в середине 70-х вытеснило с конвейера старые машины. И тут в США принимают настолько жесткие экологические нормы, что дорожные двухтактные мотоциклы их пройти не гут!

Итальянское предприятие для американцев моментально превратилось в чемодан без ручки. И в 1978 году они продали его местным промышленникам братьям Кастильони.

Братья дали мотоциклам из Варезе марку Cagiva. Дальнейшее известно: покупка Ducati, Moto Morini и Husqvarna, возрождение MV Agusta, новый - и недолгий - переход под крыло Harley-Davidson... Но это действительно совершенно другая история.

РАЗВИТИЕ ОДНОЦИЛИНДРОВЫХ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ «СИНГЛОВ» AERMАССН1/Н ARLEY-DAVIDSON

Модель

Годы выпуска

Рабочий объем, см3

Размер­ность, мм

Макс. мощность, л.с./об/мин

Масса мото­цикла, кг

Макс. скорость, км/ч

Chimera 175

1956-1961

172,4

60,0*61,0

10/7150

120

100

Ala Bianca 175

1957-1967

172,4

60,0*61,0

10/7000

110

100

Ala Rossa 175

1957-1967

172,4

60,0x61,0

13/7500

112

120

Chimera 250

1958-1961

246

66,0x77,0

13,7/6500

127

120

Ala Azzurra 250

1958-1967

246

66,0x77,0

13,7/6500

114

125

Ala Verde 250

1958-1967

246

66,0x77,0

16/6500

114

140

Wisconsin 250

1961-1967

246

66,0x77,0

16/6500

115

130

Ala Blu 250

1967-1972

246

66,0x77,0

18/6750

129

135

Ala Verde 250

1967-1972

246

66,0x77,0

18/6750

120

140

350GTS

1969-1972

344

74,0x80,0

25/7000

146

140

350TV

1969-1972

344

74,0x80,0

25/7000

140

140

SS350

1972-1975

344

74,0x80,0

29/7000

150

150

SX350

1972-1975

344

74,0x80,0

29/7000

159

145

 

Современные автомобили похожи друг на друга: все они опираются на четыре колеса, получают звезды Euroncap и имеют не меньше года гарантии. Но у каждого из них есть фишка, благодаря которой его замечают, выбирают и любят.

Mitsubishi Pajero - двенадцатикратный победитель ралли «Дакар», а это одна из авторитетнейших гонок и по весьма сложной и труднопроходимой трассе.

Весна - время обновления: природа одевается в яркие краски, а люди - в свежие модные коллекции. Не оставляйте свой автомобиль в стороне от этого полезного процесса - тем более что обновка может стать еще и значительным улучшением эксплуатационных свойств вашего железного коня.