Украина может сохранить заградительные пошлины на иномарки. Это следует из текста Соглашения об ассоциации с Евросюзом. Документ устанавливает поэтапное снижение ввозной пошлины на новые легковые автомобили, выпущенные в странах Евросоюза. 

В первый год после подписания соглашения пошлина останется на ныне действующей отметке — 10 % таможенной стоимости, — а в последующие девять лет будет снижаться на 1 процентный пункт каждый год: до 9 % в 2015 г., до 8 % в 2016 г. и так далее. Таким образом, пошлина станет нулевой в 2025 г., на одиннадцатый год с момент подписания соглашения.

Нюансы договора

Документ устанавливает предельный объ­­­ем импорта автомобилей из Европы, при превышении которого Украина вправе использовать защитные меры. Если в первый год после подписания соглашения в Украину из ЕС будет импортировано свыше 45 тыс. новых легковых автомобилей, то уже со следующего года наша страна вправе ввести защитную пошлину в размере 1 %. При дальнейшем превышении указанного объема Украина сможет каждый год повышать пошлину еще на 1 п.п. Таким образом, максимальный размер ввозной пошлины и дополнительной спецпошлины будет оставаться на уровне 10 %, что соответствует нынешней ставке ввозной пошлины.

Согласно тексту соглашения, для введения такой защитной спецпошлины не требуется согласование с Евросоюзом, а принадлежность автомобиля к ЕС будет определяться не его маркой, а местом производства. Это означает, что выпускаемые на заводах в Испании, Словакии, Великобритании и поставляемые к нам некоторые модели таких марок, как Kia и Hyundai (Южная Корея) или Nissan (Япония), тоже будут учитываться в этом подсчете.

Параллельно будет использоваться метод подсчета предельного импорта на основании доли европейских автомобилей в общем количестве проданных на украинском рынке. На второй год после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС этот показатель не должен превышать 20 %, а вплоть до седьмого года после подписания соглашения он может вырасти до максимальных 25 %.

Иномарки не подешевеют

Украина обязательно воспользуется возможностью введения защитной спецпошлины, полагает глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. В 2013 г., сообщает он, из Европы было импортировано 69 тыс. легковых автомобилей, а только за шесть месяцев текущего года европейский импорт превысил 27 тыс. легковушек. «Объем в 45 тыс. авто из ЕС будет достигнут даже в нынешнем непростом году», — убежден Назаренко.

Как ранее писал «Капитал», 2014 г. стал серьезным испытанием для продавцов автомобилей. Майские продажи побили все антирекорды. Тогда было реализовано около 3 тыс. легковушек, что в три раза меньше апрельских показателей и в пять раз ниже, чем в мае 2013 г. В июне падение продаж замедлилось: было реализовано 8,13 тыс. легковых машин, что лишь на 46,4 % ниже, чем за аналогичный период прошлого года.

Сохранение заградительных спецпошлин означает, что иномарки, вопреки ожиданиям, не подешевеют. Но отечественных автопроизводителей это радует. По мнению заместителя председателя прав­­­ления по производству корпорации УкрАВТО Оле­га Папашева, это защитит авто­рынок от резкого роста продаж иномарок, тем самым позволив украинским игрокам адаптироваться к новым правилам торговли. «После ратификации Соглашения об ассоциации с ЕС отечественные производители окажутся в еще более сложных конкурентных условиях, — отмечает Папашев. — Снятие таможенных ограничений на перемещение товара не означает, что наши автомобили получат преимущество на европейском рынке».

Дорогие автомобили подорожают

Соглашение грозит повышением цен на выпущенные в Европе автомобили с объемом двигателя свыше 3 л. Напомним, что ввозная пошлина на такие машины понижалась с момента вступления Украины в ВТО и сейчас составляет 5 %. Подписанное с ЕС соглашение идет вразрез с ранее взятыми обязательствами, что может обернуться увеличением пошлины до общего уровня. При этом цены на аналогичные автомобили из США, Японии и Южной Кореи измениться не должны.

Договор не затрагивает спецпошлины для иномарок с бензиновыми двигателями объемом от 1 до 2,2 л, которые были введены Украиной в 2013 г. для защиты отечественного автопрома. После снижения в апреле размера пошлины он составляет 4,31 % для легковых авто с двигателями 1,0‑1,5 л и 8,63 % — для машин с моторами 1,5‑2,2 л. Следующей весной Межведомственная ко­­миссия по международной торговле должна снова пересмотреть ставки спецпошлин, а действовать они будут до 2016 г. «До этого времени Украине нет необходимости в дополнительных мерах защиты авторынка, даже при превышении предусмотренного соглашением предельного объема импорта», — считает Назаренко.

По истечении десятилетнего переходного периода Украина еще в течение пяти лет сможет вводить защитную спецпошлину в размере до 10 %, хотя для этого уже придется доказать, что импорт из Европы представляет реальную угрозу для отечественного автопрома.

http://www.capital.ua