Моторное (транспортное) страховое бюро Украины предложило страховщикам отказаться от использования минимальных повышающих коэффициентов при определении цены полисов обязательного страхования гражданско-правовой ответственности автовладельцев.

Как пишет «КоммерсантЪ-Украина», данное решение увеличит самые дешевые полисы минимум на 20%.

Тем не менее следовать рекомендациям будут далеко не все страховщики, поскольку МТСБУ не сможет применить к ним санкции.

Напомним, что Комитет по тарифной политике МТСБУ в четверг поддержал инициативу дирекции бюро и рекомендовал страховщикам при заключении договоров ОСАГО не пользоваться минимальными повышающими коэффициенты, как выяснило издание.

Таким образом, 84 страховщикам, которые работают на рынке «автогражданки», предложено увеличить минимальные коэффициенты на 20%. Отметим, что цена полиса ОСАГО определяется на основе шести критериев, но диапазон корректирующих коэффициентов применяется только к трем из них: это зависимость от места регистрации автомобиля (К2); от сферы использования транспорта (К3); от водительского стажа (К4). Например, к автомобилю с регистрацией в Броварах могут использоваться коэффициенты от 1 до 2,5. В бюро предлагают начинать отсчет от 1,2.

В бюро убеждены, что данную меру следует ввести на тот период, пока не вступят в силу новые тарифы на «автогражданку». «Повышение тарифов, инициированное МТСБУ, это длительный процесс. Прошел уже месяц с момента подачи расчетов в Нацкомфинуслуг, но неизвестно, когда регулятор рассмотрит их и какое решение примет. А перемены рынку нужны уже сейчас», – отметил один из источников издания.

Более того, дирекция бюро из-за недовольства ряда страховщиков грядущим увеличением базового платежа со 180 грн до 320 грн (+77,8%) может предложить на рассмотрение регулятора даже более низкую сумму – 272 грн (+51%). В этом случае страхование вырастет в цене на 15-20%.

В МТСБУ и ранее стремились решать проблемы рынка с помощью подобных советов. Так, 28 ноября 2011 года Госфинуслуг приняла распоряжение №708, которым уменьшила минимальное значение коэффициента К4 для водителей со стажем более трех лет с 1,35 до 1. Тем не менее бюро настаивало, чтобы страховщики применяли прежний нижний порог коэффициента К4 – 1,35.

«Такое изменение (до 1 – ред.) спровоцирует снижение валовых платежей по этому виду страхования и увеличит степень риска для страховщиков-участников рынка ОСАГО», – отмечается в протоколе президиума МТСБУ от 11 января 2012 года, как пишет Ъ. 

Стоит отметить, что методов мониторинга выполнения рекомендаций бюро немного. Поэтому компании, которые демпингуют, останутся без санкций. Тем не менее, страховщики, которые избирательно пользуются минимальными коэффициентами, в зависимости от оценки рисков клиента все же готовы перейти на более высокие тарифы.

«Мы обратимся к такой практике после 5 февраля, когда начнет действовать новый механизм расчета выплат по жизни и здоровью пострадавших», – пообещал первый вице-президент «АХА Страхование» Андрей Перетяжко. Рост коэффициентов даст возможность страховщикам увеличить сбор премий и компенсировать ожидаемое увеличение выплат.