Наши виноделы, работающие в сегменте премиального и субпремиального вина, не опасаются конкуренции со стороны европейских производителей. При условии, что государство в очередной раз не изменит правила игры

Стена из дикого камня, увитая вечнозеленым плющом, круто уходящая вниз каменная лестница — перед нами вход в один из старейших подвалов завода вторичного виноделия «Архадерессе» в селе Богатовка, что в двух километрах от Судака. Это предприятие было заложено в конце XIX века основателем русского промышленного производства игристых вин князем Львом Голицыным в имении князя КонстантинаГорчакова. Кстати, тот не оценил усилий своего управляющего. Впервые Горчаков посетил свое имение через 11 лет после покупки и был ошеломлен пустынным пейзажем, ведь все эти годы он исправно посылал деньги на развитие «Архадерессе». В итоге голицынское увлечение виноделием обошлось ему в полтора миллиона рублей золотом — громадную по тем временам сумму.

Сейчас «Архадерессе» входит в состав компании «Солнечная долина». В четырех подвалах завода одновременно можно выдерживать 200 тыс. дал марочных десертных и крепких вин. Сами подвалы уходят под землю на несколько десятков метров, их каменные стены хорошо держат прохладу. Поэтому температура в погребах в любое время года одинакова — 13–15 градусов по Цельсию. Вино хранится в дубовых бочках, которые закупают в Краснодарском крае. Их емкость варьируется от 350 литров до огромных бутов по 10–15 тыс. литров.

Виноградники «Солнечной долины» раскинулись на склонах соседних гор. Здесь среднее количество ясных дней — 300 в год. Окружающие долину с трех сторон горы позволяют сохранять жаркий климат, который напоминает полупустыню: количество осадков здесь не превышает 200 мм в год. Все эти факторы создают идеальные условия для выращивания винограда, причем некоторые аборигенные сорта больше нигде не растут. В частности, сорт Эким кара, который используется для производства знаменитого десертного вина «Черный доктор». Конкуренты пробовали было акклиматизировать лозу в другой местности, но нужных качеств (прежде всего высокого содержания сахара) для изготовления «доктора» не получили.

Лоза надежды

После горбачевской антиалкогольной кампании, крепко подрубившей корни отечественному виноделию, прошло уже свыше четверти века, но многие виноградники технических сортов до сих пор не восстановлены. В УССР было уничтожено 24% виноградников из имевшихся в 1985 году примерно 300 тыс. га. В 2012-м ими было занято, по данным Госстата, лишь 77,6 тыс. га.

В итоге сегодня нашим виноделам приходится завозить до миллиона декалитров виноматериалов. В основном так поступают массовые производители вина. А вот создатели премиальных вин работают исключительно с собственным урожаем винограда. «Компания не ставит перед собой задачу завоевать глобальную долю внутреннего рынка. Наши премиальные вина создаются из редких сортов винограда, поэтому они не могут быть массовым продуктом», — рассказал «Эксперту» председатель правления «Солнечной долины» Владимир Барановский.

Сейчас виноградники компании занимают 352 гектара (всего в ее владении 1500 га). Инвестиции в их закладку составили до семи миллионов долларов (с учетом капельного орошения). «Мы рассчитываем окупить наши затраты на виноградники в течение пяти лет. Посадки аборигенных сортов окупятся за семь лет, поскольку их урожайность ниже», — отмечает главный агроном «Солнечной долины» Владимир Фадеев.

Заниматься производством столовых вин компания, славящаяся своими сладкими десертными и крепкими винами, начала в 2001 году. В результате ее продуктовая линейка расширилась до 22 наименований (лидер продаж — сухое ординарное купажное вино «Меганом»). В будущем «Солнечная долина» намерена наладить производство игристых вин. Сухие вина делаются из популярных во всём мире французских сортов Совиньон блан, Мерло, Шардоне, Сира, Пино нуар, Каберне-Совиньон. В 2001–2002 годах на склонах горы Меганом было высажено более миллиона купленных во Франции саженцев. В компании рассчитывают к 2015-му занять новыми виноградниками еще 150 гектаров, причем треть площади будет отдана именно под аборигенные сорта. На закладку новых насаждений компания выделила три миллиона долларов.

Кстати, никаких дотаций от государства, положенных на развитие виноградарства с полуторапроцентного сбора, который уплачивают с розничного оборота производители крепкого алкоголя и пива, «Солнечная долина» не получала. Барановский объясняет: в приоритете у нашего государства оказалась поддержка производителей зерна и животноводов. В этом году дотации для виноградарей и виноделов в госбюджете вообще не предусмотрены, а средства от сбора поступают не на отдельный спецсчет, как раньше, а в общий бюджетный «котел».

Разделение вин

В «Солнечной долине» наиболее эффективным способом борьбы с винным фальсификатом считают создание сети собственных фирменных магазинов. Предприятие реализует таким образом до 60% своей продукции

До 1956 года завод «Солнечная долина» входил в объединение «Массандра», затем он был преобразован в совхоз и в 1974-м объединился с заводом шампанских вин «Новый Свет». Вместе они просуществовали вплоть до 1981 года, а потом каждое из предприятий решило идти своим путем. Современная история «Солнечной долины» началась в 2004-м, когда ее купили российско-британские инвесторы (их имена в компании предпочитают не раскрывать). Сейчас им принадлежит 96,6% акций, остальные находятся в собственности сотрудников.

Общие вложения с момента покупки предприятия составили 20 млн долларов. Новый инвестор за счет собственных средств провел полную реконструкцию завода первичного виноделия, который располагается в поселке Прибрежное. В частности, поменял линию переработки винограда, полностью обновил емкости для брожения и хранения вина, установил новую линию розлива. «Вначале мы хотели лишь обновить имеющиеся мощности. Но вовремя поняли, что необходимо работать на перспективу, ведь уже через несколько лет их станет недостаточно и придется строить новое предприятие. Тогда инвестор решил полностью переоборудовать завод. Сейчас он может перерабатывать пять тысяч тонн винограда в год, а емкость единовременного хранения вина составляет 350 тысяч декалитров», — рассказал Владимир Барановский. Пока предприятие задействует лишь пятую часть своих мощностей, ежегодно перерабатывая полторы тысячи тонн винограда.

На перспективу рассчитаны туннели для выдержки вина, уходящие на 50 метров вглубь скалы Деликлы Кая. Они оборудованы огромными бочками объемом 10–15 тыс. литров, которые пока пустые.

По информации виноделов «Солнечной долины», окупаемость их бизнеса составляет десять лет. Средняя рентабельность бутылки вина — 25%. Могла быть и выше, но нередко приходится привлекать краткосрочные кредиты на срок до трех месяцев.

Война докторов

Визитной карточкой и флагманом продаж «Солнечной долины» является марочное десертное красное вино «Черный доктор». Наши соотечественники искренне уверены, что умеют разбираться в нескольких вещах: в управлении государством, футболе, женщинах и вине. Поэтому многие из них считают, что звезда настоящего «Черного доктора» закатилась еще в начале 1990-х. А всё, что сейчас выпускается под этой маркой, не более чем подделка.

Это неправда. «Эксперт» глазами собственного обозревателя увидел живые виноградники аборигенных сортов Эким кара, Кефессия, Джеват кара и Крона, ягоды которых идут на изготовление знаменитого вина. Во времена горбачевской антиалкогольной кампании совхозу «Солнечная долина» удалось избежать вырубки винограда. Помогло несчастье, избавившее от еще большей беды: в 1986 году в Крыму выдалась на редкость морозная зима, и часть виноградников вымерзла. Вот в Москву и отправилась реляция, что площади под винными ягодами сократились, дескать, предписание центральных властей выполнено. А местным виноделам удалось сохранить эту уникальную лозу, и сейчас сорт Эким кара занимает намного бóльшую площадь, чем в 1986-м.

Производить вино из этого винограда стали полвека назад. Вначале оно называлось «Десертное красное», затем — «Рубиновое крымское», а в 1967 году за свои лечебные свойства получило название  «Черный доктор» (Эким кара). Существует легенда, что вином из этого сорта винограда еще в древности знаменитый врачеватель возвращал силы раненым воинам.

Виноград для производства «Черного доктора» должен набрать не менее 25% сахара, хотя для столовых вин это не так важно — можно перерабатывать ягоды, начиная с сахаристости 17%. Если из-за капризов погоды сахара в винограде будет меньше, он пойдет на изготовление марочного крепкого вина «Черный полковник» (кстати, на предприятии уверяют, что свекловичный сахар не добавляют ни в коем случае). «Черный доктор» настаивают на мезге (ягоды винограда, из которых выдавили сок, при этом косточка остается целой), крепят спиртом и не менее двух лет выдерживают в дубовой таре. Это самый дорогой бренд компании, стоимость бутылки объемом 0,75 литра составляет около 180 гривен. «Черный полковник» значительно дешевле — в заводском фирменном магазинчике он продается по 62 гривни.

Давно прошли те времена, когда зарплату в местных совхозах выдавали вином или виноматериалами. Так что пластиковые бутылки с «Черным доктором», продающиеся на базарах, пляжах и в придорожных киосках Крыма, — стопроцентный фальсификат. Да и вообще настоящего марочного вина продается мало. Обычно в год «Солнечная долина» производит около четырех тысяч декалитров «Черного доктора», еще 24 тыс. дал находится на хранении в подвалах. Как сообщили «Эксперту» на предприятии, в прошлом году виноделы компании продали лишь 50 тыс. бутылок этого вина.

Впрочем, вино под маркой «Черный доктор» также выпускает другой известный украинский производитель «Массандра». Конечно, этот напиток фальсификатом назвать никак нельзя, но всё-таки это другое вино. Массандровские виноделы делают его по иной технологии (в частности, не настаивают на мезге) и из винограда другого сорта. Откровенно говоря, оба «доктора» вкусные.

Попытки «Солнечной долины» запретить в судебном порядке использовать ее торговую марку ни к чему не привели. Об этой тяжбе в компании говорят неохотно.

Кроме того, в российских розничных сетях можно встретить вино «Черный доктор» молдавского производства. Но оно нижней ценовой категории. «Солнечная долина» подавала иск и на молдавских виноделов из компании «Постован», но процесс проиграла: якобы поздно предоставила документы.

Вопреки рынку

В «Солнечной долине» наиболее эффективным способом борьбы с фальсификатом считают создание сети собственных фирменных магазинов. Их у предприятия в Крыму насчитывается 35. В 2012-м реализация украинского вина, по данным Госстата, сократилась на 20%, но у «Солнечной долины», напротив, выросла на 11,5% (165 тыс. дал). Выручка составила 7,5 млн долларов, а в этом году компания рассчитывает на оборот в десять миллионов долларов. В том числе за счет развития собственной розницы — в нынешнем году откроется еще десяток фирменных магазинов. «Через фирменные магазины мы осуществляем около 60 процентов продаж нашей продукции. Считаю, что у нас оптимизированная матрица продаж, поэтому расширять ее компания будет только за счет премиальной сувенирной продукции», — сообщил начальник отдела фирменной торговли и экспорта «Солнечной долины» Александр Подарцев.

«В Украине действуют одни из самых высоких акцизных ставок на винодельческую продукцию. В странах-членах Евросоюза шампанские и игристые вина облагаются по нулевой ставке, а сухое вино вообще не относится к подакцизной продукции, поскольку считается продуктом питания»

Виноделы традиционно поддерживают меры государства по увеличению минимальных розничных цен на вино, поскольку это убирает с рынка дешевую некачественную продукцию, но решительно выступают против повышения акцизов на алкоголь. В конце апреля в Верховной Раде зарегистрирован законопроект народного депутата (фракция «Батьківщина»)Сергея Терехина, в котором он предлагает повысить ставки акцизов на все основные виды алкогольной продукции в среднем в 2,87 раза. В том числе на столовое вино с 0,01 до 0,29 гривни, а на крепленое — с 2,51 до 7,21 гривни за литр. Кроме того, о своих планах повысить акцизы на алкоголь заявило и Министерство доходов и сборов. Правда, пока предполагается увеличить ставки только на крепленые вина: для них предлагается сменить единицу налогообложения — вместо самого вина будут облагать содержание в нём спирта по ставке 49,49 грн/л.

Практика показывает, что подобные действия на пользу отрасли не идут. После того как в 2004 году акцизы на плодово-ягодные вина увеличились в десять раз, их производство в Украине почти исчезло. В то же время европейские виноделы благодаря дотациям от государства продолжают укреплять свои позиции на украинском рынке. Так, по данным Госстата, в прошлом году импорт вина вырос по сравнению с 2011-м на 20%  — ровно настолько, насколько упали продажи украинского продукта.

«В Украине действуют одни из самых высоких акцизных ставок на винодельческую продукцию. Мало кто знает, что в странах Евросоюза шампанские и игристые вина облагаются по нулевой ставке, а сухое вино вообще не относится к подакцизной продукции, поскольку считается продуктом питания», — говорит первый заместитель генерального директора корпорации «Укрвинпром» Владимир Кучеренко. По его мнению, политика государства в вопросе повышения акцизов должна быть понятна и консервативна. Особенно в отношении виноградного вина, которое не является быстрым производством, а годами настаивается в бочках.

…Когда гуляешь по территории предприятия, голова буквально кружится. Не от винных паров — от аромата цветущих повсюду роз. Как оказалось, «ландшафтным дизайнером» здесь является главный технолог «Солнечной долины». Это она придумывает затейливые клумбы и подбирает цветы.

Вообще тут многие сотрудники комбинируют разнообразные функции — например, в штате компании трудится собственный экскурсовод. Профессию винодела тяжело покинуть, признались «Эксперту» сотрудники «Солнечной долины», многие из которых работают на предприятии три-четыре десятка лет. «Текучести кадров у нас нет, зато есть преемственность поколений. Например, сын нашего главного агронома после окончания вуза собирается работать в компании, — говорит директор по развитию ОксанаПряничникова. — Сезонных рабочих привлекаем лишь осенью на сбор винограда, поскольку из-за нежности ягод всё приходится делать вручную. Как правило, приглашаем человек двадцать местных жителей».

Киев—Судак—Богатовка